Меню
16+

«Ононская правда», общественно-информационная газета Кыринского района

23.05.2018 10:08 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 22.05.2018 г.

Духи Букукуна помогают!

Автор: Татьяна МАВРИНА, Москва

Трасса Чита-Кыра. За окном машины меняются пейзажи степей и гор. Желтеет сухая трава на фоне ярко-синего неба. Холодно, и это хорошо – не так пожароопасно. Большая стая сорок оживляет картину «фенологической нови» – а ее пока еще совсем мало, природа только-только просыпается – на календаре 3 апреля. Я снова еду в Букукун – в эти удивительные края.

БУКУКУН встречает меня оглушительной тишиной. Прекрасное место для уединения. Сейчас ценятся такие места, где нет Интернета, и где можно устроить «цифровой детокс» (период, когда человек сознательно отказывается от использования смартфонов, компьютеров, планшетов и других устройств с целью снятия стресса, погружения в реальное общение, творчество или работу – ред.).

Особая энергетика места, красивая природа… Вечером выползает из-за леса вполне еще «упитанная» луна, небо усыпано звездами, воздух ночью терпкий и особенно вкусный…

Утром 4 апреля иду сфото-графировать разлившуюся реку. Картина впечатляет: никогда ни мы, прожившие 30 лет в Букукуне, ни местные жители, такого не видывали! От моста к кордону теперь можно пройти только в сапогах (а сейчас, когда пишу эти строки, и вовсе в болотниках) – везде вода, всюду протоки, по степи бегут новые реки. По традиции обращаюсь к геоботанику Анне Беликович (она много лет работала в этих местах), и специалист объясняет аномальный разлив: «Насчет бурного половодья — это обычный закон: чем меньше воды в ландшафте и чем жарче весна, тем бурнее и интенсивнее идет половодье. Все сходит быстро, но с сокрушительными наводнениями. Жара ведь, все тает не постепенно, а сразу!»

Поднимаюсь на вершину увала с ботаническими площадками, к нашему обо (культовое место – ред.). Вегетация слабая, хотя ближе к вершине появляются всходы мака, ириса, полыни. Клещей практически нет – мне повезло! Зато суслики носятся по степи, и, что удивительно, жители Букукуна видели их не раз и зимой – в ноябре, декабре (такая теплая была зима?.. или бескормица выгоняла из своих норок?). Сколько всего необычного происходит в последние годы с климатом Южного Забайкалья!

Вечером у дома поют жаворонки (на приближение осадков птицы нередко активизируются). Обещала привезти снег – и вот вам, наутро 5 см снега, пожалуйте! Воробьи недоуменно чирикают, но мы-то знаем: «Зима недаром злится, прошла ее пора!» Снег быстро тает, и я бегу по своим биотопам, «шаманить», подниматься на высокие вершины увалов, иногда проходя до 20 км и больше за день. О, это упоительное ощущение свободы, когда ты один на один с духами местных гор… И – да! Букукун – явно «место силы», здесь подзаряжаешься, как батарейка от аккумулятора.

Как молодой изюбрь (нет, «изюбрь» сейчас не модно… как дзерен! или как снежный барс!), мчусь в Дорожный. Здесь вегетация наступает обычно на неделю раньше. Но ничего подобного – хотя хребет и закрывает склон от ветра, вижу только редкие всходы полыни да лапчатки. Вспугиваю тетерку. Ворон важно пролетает надо мной. Небо нежно-синего цвета, в белых облаках; отмечаю, что сосны стали по-весеннему ярко зелеными. С высоты птичьего полета любуюсь уходящей в Монголию широкой долиной Букукуна.

Все увалы в окрестностях села облазила, найти бы новый, куда подняться, и … вот же он, передо мной! Решаю сходить сюда еще раз. Через неделю внук подвозит меня до места. «Смотри, косули!» — кричу на скорости я ему. Никогда не видела их так высоко в Дорожном – три гурана спокойно смотрят на нас. Видимо, начинает бутонизировать прострел (ургуль), и косули поднялись наверх в поисках любимого лакомства.

Легко поднимаюсь на новую вершину. Ветерком приносит знакомый запах, ищу взглядом – что это так пахнет? Скорей всего, нителистник, он преобладает в петрофитной (каменистой) степи. Окидываю взглядом долину Дорожного – нет, лучше спуститься в ключ, который бежит через село, какой смысл идти лишние 4 км… Не заблужусь. Да и интереснее лесом: то на экскременты изюбря наткнешься (смайлик), то на стайку куриных… Какие-то мелкие птички играют весенние «свадьбы» на ветках деревьев. Смородинник весьма кстати – надо наломать несколько душистых веточек для чая. Под ногами ковер брусничника.

6 апреля в Кыринском районе вводят ЧС – высокая пожароопасность. Надо ехать к алтанским кумирням, просить снова снега! Но до поездки в Алтан еще пару дней исследую окрестности Букукуна: в Кожуртане вегетируют проломник, хамеродос, мак, ирис, полынь, остролодочник… Но больше всего удивляет появление множества кустов яблони Палласа на одном из склонов! – когда успели вырасти? В 2016 году (мы жили еще в Букукуне) их не было… Что значит потепление климата! За бродом мне позирует глухарь. Развелось «куриц»!

10 апреля – Сохондинка. Река Букукун еще почти вся подо льдом. Лед и на дороге во многих местах – наледи нынче «знатные», кое-где километровые. Спокойно перехожу по льду Сохондинку. В пути ничего нового: покопы кабанов, рябчики, синее небо, яркое солнце и белые облака, свежий весенний ветер! Надеялась увидеть медвежьи следы, но в этот раз не повезло.

11 апреля едем с ветерком на кумирни. Какие сакральные места!.. О, Тенгри, дай, пожалуйста, высыхающему Кыринскому району снега! Склон с кумирнями густо зарос абрикосом. Как же здесь будет красиво в мае! (если цветки не убьет заморозками). День выдался жаркий, за Алтаном появились первые бабочки крапивницы. Оживились и птицы – то и дело встречаются трясогузки, завирушки.

12 апреля прилетели каменки. После 15 часов начался снег, сыпал помаленьку он и 13 апреля, установился снежный покров около 20 см. «Не перестаралась ли…», — думала я в шутку, с трудом пробиваясь в снегу по поселку. Но при сегодняшней тенденции к засухе, да и при бесснежной зиме 2017-2018 года, осадков мало быть не может. Тем более вскоре снег практически стаял.

15 апреля – Харганат. Очень теплый денек, и хотя пока еще только начало фенофазы, «оживления весны», все радует уставший от однообразной зимней картины взор – усиленно тающий лед на реке, порхающие бабочки, встреченный первый цветущий прострел-ургуль, первые чибисы и удоды. Эффектно смотрятся ильмы на склоне гор и... множество нор тарбаганов!

В последний день своего пребывания в Букукуне еще раз иду на ботанические площадки, которые с 2016 года никто не наблюдает. Жаль, конечно, ведь сейчас происходят интереснейшие изменения климата в Южном Забайкалье, и «Летопись природы» обогатилась бы бесценными наблюдениями.

Ну а я, пока позволяет здоровье и хватает денег на дорогу с субсидированными билетами, буду «волонтерствовать», наблюдать климатические изменения в окрестностях села Букукун – это моё хобби, и меня, как я шучу, никто не оптимизирует. К тому же духи Букукуна помогают. Ведь можно смотреть на мир через призму проектов, денег, амбиций, а можно – через призму любви к природе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

82