Меню
16+

«Ононская правда», общественно-информационная газета Кыринского района

25.09.2020 09:55 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 75 от 25.09.2020 г.

Председатель

Автор: Подготовила А. ЗАЙЦЕВА
 главный хранитель фондов Кыринского районного краеведческого музея, по материалам книги В. Сажина «Земля и люди», воспоминаниям колхозников и наградным листам К.С. Серебрякова

История любого города, любой маломальской деревеньки всегда переплетена с судьбой людей, здесь живших. Каждый человек оставляет свой след, но некоторые, как яркие звезды, даже через десятилетия «светятся» своими славными делами. В нашем районе тоже есть свои люди-легенды. Их много, и все они достойны светлых воспоминаний. Одной из таких исторических личностей был Константин Сысоевич СЕРЕБРЯКОВ

Родился Константин Сысоевич (на снимке) в 1906 году в семье кыринского крестьянина Сысоя Серебрякова. С малых лет был обучен тяжелому крестьянскому труду. Успел получить всего два класса образования. Революция и гражданская война не обошли стороной и наши места. Потом была коллективизация, первые пятилетки.

Трудиться Константин умел и любил. В 30-х годах, когда в Кыре и близлежащих селах создавались коллективные хозяйства – коммуны, артели, а позже колхозы, он просто влился в новое движение. Куда бы его ни направили, везде работал с полной отдачей. Совсем молоденьким, он уже выделялся среди колхозников трудолюбием, уважительным отношением к людям, отзывчивостью и особой руководительской хваткой. Как вспоминают кыринские старожилы, еще до Великой Отечественной войны Константин Сысоевич был заместителем председателя кыринского колхоза имени XVII партсъезда.

Шло колхозное строительство – отстраивались фермы, чабанские стоянки, дворы. Засеивались пашни, велись сенокосные кампании. Ударными темпами развивались колхозы. Только многим грандиозным планам не суждено было сбыться. Все перечеркнула война.

Так получилось, что за свою долгую жизнь Константин Сысоевич ни разу надолго не покидал Кыру, было только одно исключение – фронт.

В июле 1941 года он был призван в ряды Красной армии. Начал войну под Калинином, окончил на берегу бурной Балтики, добивая Курляндскую группировку немцев. Будучи повозочным, на конных телегах доставлял снаряды к орудиям. Медалью «За отвагу» был награжден за то, что в одном из наступательных боев в 1944 году под мощным артобстрелом бесперебойно обеспечивал батареи боеприпасами, чем содействовал успеху боя. В наградном листе ко второй медали «За отвагу» есть такие строки: «…Своей самоотверженной работой у орудия в составе орудийного расчета содействовал отражению двух контратак противника». Была у него и медаль «За победу над Германией». Демобилизовался только в декабре 1945 года.

Вернувшись с войны, Константин Сысоевич опять пошел в колхоз, снова был назначен заместителем председателя. Послевоенные годы были тяжелыми. Засуха стала причиной неурожаев пшеницы и других зерновых культур. Колхозники запомнили, что особенно трудным выдался 1947 год. Однажды, когда голод стал невыносимым, зампредседателя К.С. Серебряков, почти через кулаки и ругань, добился, чтобы колхозникам и членам их семей выдали по килограмму зерна. Некоторым это помогло тогда выжить.

Постепенно жизнь налаживалась. Особенно заметны стали успехи колхоза с началом освоения целинных и залежных земель в 1954 году. С ближних рудников, с дальних мест ехали в колхоз люди. Появились новые улицы в Кыре: имени Горького, Советская, Новая. Застраивались пустыри.

В 1956 году Константина Сысоевича Серебрякова, под общее одобрение колхозников, назначили председателем колхоза. Со всей ответственностью взялся он за дело. В кабинете его застать было трудно. Ежедневно в четыре часа утра он на своем коне начинал объезжать фермы и животноводческие стоянки. Советом, добрым словом, а чаще делом помогал колхозникам. Всегда справлялся об их семейных проблемах, и люди, чувствуя моральную и материальную поддержку, работали с полной отдачей.

Уже через два года колхозная целина, а было поднято более 2000 гектаров земли, щедро одарила тружеников. В районе хорошо знали о трудовых успехах тракторно-полеводческих бригад Василия Никитовича Медведникова и Григория Филимоновича Климова. В памятный 1957 год на колхозный трудодень было выдано по три килограмма хлебом и по семь рублей деньгами. Отдельные семьи везли домой заработанное зерно на грузовиках вровень с бортами.

В декабре 1957 года Читинская область, по показателям колхозного производства, была награждена орденом Ленина. Это был настоящий большой праздник сельских тружеников. Не только взрослые радовались, но и дети. С восторгом слушали по громкоговорителям на улице Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Ленина комбайнера колхоза имени XVII партсъезда Константина Макаровича Дубовикова, орденом Трудового Красного Знамени – доярки Ксении Гавриловны Забелиной и председателя колхоза Константина Сысоевича Серебрякова. Многие колхозники были отмечены правительственными наградами.

Чтобы коллектив добивался больших успехов, его должен возглавлять достойный руководитель. Константин Сы-соевич, несмотря на свои два класса образования, был именно таким председателем. «Человек удивительного такта и честности, по-крестьянски хваткий и смекалистый, умел найти подход к каждому человеку, настроить его на работу. Приезжая в бригаду, он и его заместитель по животноводству Ефрем Федосеевич Иванов не прибегали к длинным беседам, а просто брались за вилы (если дело было во время сенокоса), и пока не сметан зарод – никаких перекуров. И уже потом коротко в беседе говорили о делах в колхозе, в бригаде», – так писал о нем Владимир Сажин.

«Сысоич» – так уважительно называли его люди, вкладывая в это слово любовь, признательность и благодарность. Вся его жизнь – это история и жизнь родного колхоза. Это трудные и одновременно памятные хорошим годы становления и развития – от нескольких конных плугов до пяти десятков современных тракторов, от почетных грамот и дипломов – до медалей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Сысоевичу верили колхозники. Верили, когда он говорил о трудностях, верили, когда обещал, что трудодень будет весомым, будут новые фермы и новые гаражи. И «Сысоич» тоже верил в людей. Великое это дело – верить людям и верить в них, тогда любая работа спорится.

Не забывал председатель отметить и ребятишек, работающих бок о бок с родителями. Он наперечет знал всех колхозных ребятишек, особенно выделял тех, кто мог посильно помочь на покосе, на пахоте. Загодя и всегда лично старался договориться с ребятами, кто в какую бригаду поедет, с кем хочет работать. И всегда получалось у него убедить, что без них трудно будет колхозу. Строго спрашивал с учетчиков и бригадиров, если неправильно оплачивался детский труд. «Они же с вами день-деньской наравне работали! Хуже быть не может, чем обманывать маленьких колхозников! Вы же этим самым главный наш корень рубите!»

Спросил его как-то мальчонка: «Константин Сысоевич, а как вот это сделать?» А он тут же вопрос: «А сам-то ты как думаешь?» Малец, подумав, нашел правильный ответ. Выслушал его председатель и говорит: «Вот, правильно, вот молодец! Так и делай!» Мальчишка расстроился: «А зачем же я тогда к Вам приходил?» «Нет, это ты правильно сделал, что пришел, спросил», – погладил по вихрастой голове Константин Сысоевич, – Председатель все должен знать. Посоветуемся мы с тобой, и у меня на душе спокойно, значит, будет сделано так, как надо!»

Любил он очень и инициативу в людях: «Вот, паря, молодцы! И подсказывать не надо. Все сами!» Бывало, и шумел на нерадивого. Но никогда не унижал человека, его достоинства, кто бы он ни был, не носил в душе зла, не припоминал. И доходя до самого крутого градуса в пропесочивании, заключал: «Тажно иди и удь, раз не понял!» И это самое его «крепкое» выражение доходило лучше, чем сотни других крепких слов. Знали: сказал «Сысоич» про удочку – это уже край. Кончать надо да за дело браться.

Горячая заинтересованность в результатах труда каждого, а значит, и всего колхоза, самодисциплина и высокая требовательность к себе давали ему право строго спрашивать с других.

С огромным уважением Константин Сысоевич относился к специалистам, может, потому, что не довелось самому поучиться как следует. Но природная смекалка, хозяйственность и опыт помогали ему из множества советов и предложений выбрать нужные для колхоза, помогали смотреть вперед. Искренне радовался он каждому колхознику, получившему образование.

С уходом на пенсию К.С. Серебрякова не заладились отношения у колхозников с новым председателем. Многое что стало не так. Постепенно колхоз стал снижать темпы сельскохозяйственного производства. Были потом в его истории еще подъемы, но такого колхоза, как при Серебрякове, уже никто вернуть не смог.

В июле 1976 года Константина Сысоевича не стало, но память человеческая жива до сих пор. Трудной и счастливой была его жизнь, честно и без остатка отданная родному колхозу. Именно годы руководства колхозом К.С. Серебряковым многие жители района считают во-площением в жизнь если не коммунизма, то развитого социализма. Это было время, когда колхозный труд был в великом почете, зарплата рядового колхозника, поработавшего на славу, была равной или даже выше зарплаты руководителя. В конторе сидел лишь один счетовод, который умудрялся обсчитывать и весь производственный процесс, и начислять зарплату колхозникам. И колхоз жил. Село жило!

Имя председателя Константина Сысоевича Серебрякова и история кыринского колхоза имени XVII партсъезда так и останутся навсегда вместе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

34