Меню
16+

«Ононская правда», общественно-информационная газета Кыринского района

15.02.2019 17:20 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 15.02.2019 г.

Кто в округе будет хозяином на селе?

Автор: Л. КУЛИКОВА, ветеран педагогического труда, Верхний Ульхун

Прочитала в газете «Ононская правда» (№ 10 от 8 февраля) статьи «Округ будет не городским, а муниципальным» и «Будет в округе бюджет, проблемы он сведет на «нет»?» и решила высказать свое мнение.

НА СВОЕМ нелегком жизненном пути я повидала много объединений и преобразований в жизни села, и хороших, и плохих. Хочется о некоторых напомнить нашим руководителям. В шестидесятые годы решили объединять Кыринский и Акшинский районы. Вместе, мол, легче будет жить, строить социальные объекты. Сначала решили построить в Акше хорошую больницу с современным оборудованием. Только никто не подумал, как же будут добираться до этой больницы жители Шумунды или Тургена. Автобусы до Акши из нашего района не ходили, а личных автомобилей у большинства жителей не было. Вот и полечились… Да и начальству нашему неудобно стало ездить на сессии депутатов районного Совета, на заседания райкома КПСС. А тут жители стали жалобы во все инстанции писать. Прожили какое-то время, и пришлось районам разъединяться. Сейчас больница работает, но только для приезжих в Акшу кыринцев прием платный. Да надо частника нанять, заплатить ему тысячи две. И что мы имеем в итоге? Да ничего!

Другой случай. В 60-70 годы наши колхозы стали получать хорошие доходы, и вот колхозы «Путь Ильича», имени Ленина и имени Дзержинского решили построить колхозную больницу в Мангуте. Там население больше, чем в Верхнем Ульхуне и Михайло-Павловске, а жителей этих сел будут возить на колхозной машине на прием к врачам. Объединились, по-строили, повозили некоторое время людей в Мангут, потом колхозы распались и остались жители других сел при своих интересах. А теперь и эту больницу прикрывают, оставили только дневной стационар. Недавно приезжал врач-терапевт из Мангутской больницы к моей престарелой соседке, которой необходимо было лечение, и говорит: «В больницу положить не могу. Вы наняли бы машину и поездили бы каждый день на капельницы». За один рейс нужно заплатить 500 рублей, за 10 рейсов – 5000 рублей, да лекарство, системы выкупить. А где возьмет столько денег одинокая пенсионерка?..

ЕСЛИ уж глава района в своем выступлении вспомнила феодальную раздробленность и князей, я тоже хочу кое о чем напомнить.

До революции наши села считались станицами, управлял станицей поселковый атаман, которого избирали казаки на сходах. Выбирали самого умного, достойного, справедливого казака. Дисциплину старались крепить сообща. На сходах утверждались права атамана и его помощников. Они имели право наказывать казака выполнением общественных работ и сажать под арест в карцер. Если это не помогало, судили станичным судом. Атаман держал станицу в руках, был порядок. Произошла революция, вместо станиц появились села, казаков разогнали. При советской власти появились ТОЗы и коммуны, а потом артели и колхозы. Кто стал хозяином на селе? Председатель колхоза, парторг, председатель сельсовета и участковый милиционер. Все они следили за дисциплиной и порядком, боролись с пьянством. В 90-е годы с перестройкой исчезли колхозы. Кто остался хозяином на селе? Председатель сельского совета или, как его сейчас называют, глава сельского поселения. Благо, ульхунцы и тыринцы избрали достойного человека – Дмитрия Геннадьевича Матвеева. Он родился и вырос в нашем селе, окончил школу, получил высшее образование. Он болеет душой за родное село, навел порядок, ценит и уважает свой народ. У односельчан пользуется заслуженным авторитетом. К нему обращаются со всеми бедами и проблемами, и он помогает, чем может. Глава села сегодня – человек, отвечающий абсолютно за всё. Эта работа требует серьезной подготовки и высокого профессионализма. Глава организует мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, выступает в роли «народного полицейского» в бытовых конфликтах, занимается подготовкой документов, несет материальную и другую ответственность, нередко попадая на штрафы и другие санкции.

А что получится, если будет «усиленная вертикаль власти»? Если убрать этого человека и оставить одного специалиста, то как же он будет управлять двумя селами? Получается, будет только справки писать.

Что касается отдельных «князьков», то с ними надо работать, находить подход, лучше знать население, ведь у каждого села свое местоположение, свои проблемы, ведь не зря же мы за Вас, Любовь Цеденовна, голосовали. А то если уберете князьков и останется одна княгиня Ольга, как же она будет управлять таким большим княжеством, как Кыринский район?

Закончить свое письмо хочется словами Владимира Сажина: «Село родное… Непо-стижимо много заключено в этих словах для деревенского человека! И любовь, и боль, и задумчивая светлость души, и зовущая память, и самое сильное ощущение, что там ты больше всего нужен жизни и людям…»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

73