Меню
16+

«Ононская правда», общественно-информационная газета Кыринского района

02.11.2018 16:27 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 86-87 от 02.11.2018 г.

Валерий ГУРЕВИЧ: «У нас нет золотой лихорадки»

Автор: Беседовала Марина АФАНАСКИНА

В день, назначенный для интервью с генеральным директором артели «Бальджа» Валерием ГУРЕВИЧЕМ, шел теплый октябрьский снег – прекрасная погода для людей сентиментальных и творческих, и ужасная для тех, чья работа напрямую зависит от природных условий – автомобилистов, дорожников и старателей. Наш разговор получился довольно продолжительным. Зная, что мой собеседник не любит говорить о себе, я подготовила для него только один вопрос личного характера.

- Валерий Леонидович, Вы с детства знали, что будете золотодобытчиком?

- Нет, конечно. Я мечтал стать военным летчиком. После школы поступал в Сызранское военное вертолетное училище, но там был большой конкурс – двенадцать человек на место, и поступить не удалось. Пошел в армию…

- В каких войсках служили?

- В ракетных, механиком-водителем пусковой установки. После службы поступил в Хабаровский железнодорожный институт.

- Почему именно железнодорожный?

- Здесь, как говорится, по накатанной – в Могоче, где я родился, все железнодорожники. Все, что есть в Могоче, связано с железной дорогой. После окончания института сразу пришел в артель «Бальджа», мне тогда было 25 лет. Сначала руководил строительством, столовую вот эту строил, баню, гаражи... В то время, в начале девяностых, здесь еще ничего не было. Потом был заместителем по общим вопросам, начальником отдела снабжения, заместителем генерального. Отец поставил меня генеральным за год до своей смерти, как чувствовал... Сам он оставался главным учредителем, то есть, фактическим руководителем предприятия.

- Насколько было тяжело первое время, когда остался без поддержки отца?

- Да, это было, конечно, не очень легко. Пришлось изучать все документы, вникать во все тонкости... Помог коллектив, а остались сильные кадры, инженерно-технический состав: Тимощенков Сергей, Урунов Марат, Торбеев Геннадий, Царев Анатолий, Ли-Чук-Пак Петр, Беляев Александр и другие.

Огромную поддержку оказала Валентина Иосифовна, которая и тогда, и по сегодняшний день является первым заместителем руководителя по экономике. До сих пор все финансовые вопросы находятся в ее ведении. Она является главным учредителем, по сути, хозяйкой предприятия, а мы исполнители. Именно она принимает решения по финансовым вопросам, связанным с миллионными расходами.

- В этом году коллективом артели установлен абсолютный рекорд – объем добычи золота составил 706 килограммов. Чем это объясняется?

- За 30 лет работы предприятия это, действительно, является рекордом, хотя мы за рекордами не гонимся. При современной налоговой политике предприятию это невыгодно.

Нынешние результаты объясняются несколькими причинами. Во-первых, обновлением машинного парка. Если раньше мы работали на старой технике, то теперь каждый год берем многомиллионные кредиты и приобретаем новую. К примеру, если у нас было 40 маленьких бульдозеров, то теперь 20. Если раньше я приезжал на полигон, и там была Курская дуга – стояли они «подбитые», то теперь они все в работе. Новая техника – это другая отдача, другие затраты. Она отработала четыре года, мы ее списываем, берем новую. У нее другие технические характеристики, более комфортные условия для работы. Или рабочий «буквой зю» согнулся и за рычаги дергает, или он сидит и управляет джойстиком – работает, как на компьютере. Это уже современная техника, что экскаваторы, что бульдозеры.

Во-вторых, мы немного изменили технологию. Раньше стандартно стояли – промприбор и тут же возле него делали вскрышу. Теперь же работаем на подвозке. Это связано с тем, что «легкие» месторождения, где была вода, мы уже все забрали, и теперь прибор не передвигаем долгое время, а занимаемся подвозкой песков к нему. Это затратно, но в целом получается более эффективно.

Кроме того, приобрели и отрабатываем два новых месторождения, это Баян-Зурга и Хайластуй. Эти месторождения отрабатывались и раньше, причем, не на один раз. Первыми были китайцы в начале восемнадцатого века. В девятнадцатом веке работали русские, потом работали советские... То есть, мы идем уже на шестой, на седьмой раз. Идем на другие глубины – максимальная глубина доходит до 38 метров.

- Известно ли, на каком вы сейчас месте среди других золотодобывающих предприятий края?

- На первое октября среди предприятий по добыче россыпного золота «Бальджа» была на третьем месте (617 килограммов), на втором – «Даурия» (672 килограмма). Еще есть «Ксеньевский прииск», у них тонна. Это Могоча, где более 20 золотодобывающих предприятий.

- Результат хороший, но вряд ли на крупном предприятии обходится без проблем. Есть ли государственная поддержка?

– Никакой поддержки, все только говорят «дай». Мы выживаем сами.

– А что нужно золотопромышленникам от государства?

- В первую очередь – льготное кредитование, нормальные процентные ставки. В развитых странах – три процента годовых, независимо от срока кредитования. А у нас при 11 процентах мы очень счастливы. Причем, берем только на год, так как при более длительном периоде процент повышается. Опять же нестабильность нашего рубля... Что самое плохое – ни один аналитик не может предсказать, какой будет цена на золото. Сейчас она прыгает – то 2600, то 2400 рублей за грамм. В прошлом году была 2200-2400 рублей. Да, цена повышается, но растут и расходы, причем, они опережают рост цены на золото.

- Является ли проблемой постоянный контроль деятельности предприятия со стороны надзирающих органов?

- Очень много проверяющих: МВД, ФСБ, Ростехнадзор, трудовая инспекция, экологи, пограничники... Проверяющих десятки. Но мы нормально к этому относимся, привыкли уже. Стараемся, чтобы все было в порядке, но все равно штрафуют. Ошибки не допускает только тот, кто не работает.

- Сколько в этом году было проверок? Что именно проверяют?

- В этом году было спокойно, всего три проверки. На следующий год будет больше. Под проверки попадает всё – автомобили, земля, вода, лес, кочегарки, баня, столовая... Например, дали нам штраф за то, что мы отапливали балки (жилые вагончики – прим. авт.) дровами – за то, что поставили печку-буржуйку и не узаконили ее. Даже на это надо делать целый пакет документов.

- С какими еще проблемами сталкиваетесь в работе?

- Это большие расходы на ГСМ, цена на топливо растет и растет. Если два года назад тонна дизельного топлива стоила 38 тысяч рублей, то на сегодня ее цена – 61 тысяча рублей. В месяц тратим 700 тонн дизтоплива, вот и посчитайте за-траты.

- Да, затраты многомиллионные. А с разведкой есть сложности?

- Доразведку мы проводим сами. В этом году купили еще один канатно-ударный станок «Амурец-100», было четыре таких станка, приобрели еще один. Руководит этим подразделением молодой специалист Алексей Серебряков, он кыринский.

- Сразу следующий вопрос – есть ли кадровый дефицит?

- Кадровый дефицит есть, как на рабочие профессии, так и на специалистов, не хватает горных мастеров. Средний возраст работающих на предприятии – 42 года. Молодежь работать не желает. Если с районных центров, с деревень еще ребята тянутся, то городская молодежь вообще не хочет работать, находиться по восемь месяцев вдалеке от дома. Хотя мы стали в течение сезона давать кратко-срочные отпуска, раньше такого не было.

- Какой трудодень получился в этом сезоне?

- Три тысячи рублей «чистыми», на руки. Это при том, что питание работникам обходится в 125 рублей в сутки.

- Во сколько?!

- Да, потому что предприятие берет на себя часть расходов по питанию.

- Валерий Леонидович, давайте перейдем к более глобальной теме. Как Вы считаете, есть ли будущее у россыпной золотодобычи?

– Россыпного золота в России осталось, самое большее, лет на 20...

- А у нас в районе?

– Кыринский район вообще слабо разведан, тут много россыпного золота. Район очень богатый, ничем не хуже того же Могочинского. Но у нас государственная геологоразведка проводилась не в том объеме, в каком хотелось бы. Почему? Да потому что здесь конец географии, нет никакой транспортной системы, кроме автомобильного транспорта. Сами мы эту разведку проводить не имеем права, ее должно проводить государство, но у него нет денег.

– Можно ли сегодня говорить о развитии рудного направления в районе?

– А вот как раз по рудному золоту в 50-60-70 годы была произведена государственная разведка. И сегодня мы задумываемся над строительством фабрики по добыче рудного золота. Но это уже миллиардные затраты. Планирую обратиться за кредитом в китайский банк, потому что у нас такую сумму мне никто не даст.

– А что за фабрика? Какая технология? Выщелачивание?

– Нет, ни в коем случае. Предполагается механическая добыча глубоко залегающего золота, которое находится на 60-100 метрах. Как именно, будем думать. Что-то будем вскрывать, где-то шахты строить, как на руднике Любовь. Если там до 50 метров, то будем вскрывать, если глубже – уходить под землю. Запасы рудного золота в Кыринском районе есть, и запасы хорошие. Строиться фабрика будет в течение трех лет в районе Любавинского рудного узла. Если все будет нормально, и китайцы меня профинансируют, она даст около полутора тысяч рабочих мест.

– Вы заговорили про Любовь… Как Вы относитесь к легализации вольного приносительства золота?

– Очень плохо. Такой закон пытаются принять, но это в корне неправильно. Этого делать нельзя ни в коем случае, это будет полная разруха. Люди начнут мыть там, где захотят. Даже если он получит разрешение, то добудет два килограмма, а сдаст сто граммов. Заплатит с них налоги, а остальное нелегально реализует. Кто его будет контролировать? Да никто. Это будет полный криминал, кончат всю природу, начнут копать на каждом углу. Это будет экологическая катастрофа, настоящее бедствие.

- Валерий Леонидович, к слову о Китае. Многие жители района знают, что на территории района добычей золота занимаются граждане КНР, но никакой официальной информации, например, в районной газете не было...

– Да, это китайская фирма «Три кита», которая работает на Хайластуе и на Бальдже, там около 80 человек. Вообще, это называется инвестиции. Вот смотрите, китайцы работают на моем месторождении, которое мы сдаем им в аренду, и добыли, допустим, сто килограммов золота. Чтобы их добыть, они купили топливо, запчасти, и эти денежки остаются в государстве российском. Заплатили налоги, в том числе и району. То есть, это выгодно всем – и нам, и им, и нашему государству, и району.

- Не могу не обойти еще одну актуальную для золотодобытчиков тему, а точнее, их противников. В чем именно состоит восстановление отработанных полигонов?

- Мероприятия рекультивации для нас обязательны, и мы производим ее в полном объеме. На отработанных лесных землях делаем посадки, создаем озера. В этом году на Хангорке провели рекультивацию, сделали хорошее озеро глубиной 15 метров. Года через три там будет прекрасное место для рыбаков.

- И рыбу запустили?

- Нет, она природным путем, на птичьих лапках будет занесена. Там рыба будет.

- Каковы планы на ближайшее будущее? Будете отрабатывать старые месторождения или выйдете на новые?

- Если мы не будем приобретать лицензии на новые месторождения, то запасов россыпного золота хватит всего на три-четыре года. Но мы будем их приобретать. В планах на будущий сезон – Тырин.

- Скажите, пожалуйста, как Вы сами лично относитесь к золоту?

- Да никак (показывает руки без единого кольца — авт.), у меня даже часы железные. Ни у кого нет золотой лихорадки. Золото для нас – это просто объект производства, как для шахтеров уголь, например.

- И последний вопрос — кого из работников Вы бы хотели отметить особо в преддверии юбилея?

– В первую очередь, конечно, тех, кто работает десять и более лет. Это моторист Иванов Вячеслав, водитель Мартынов Федор, механик Момрык Иван, начальник участка Колесников Евгений, бульдозеристы Степанов Александр, Носырев Владимир, Устюжин Олег, сварщик Нефедьев Виктор, водитель Шильников Сергей, комендант Арефьева Маринетта, главный бухгалтер Демина Марина, главный инженер Урунов Марат, заместитель по производству Милинчук Иван, начальник кыринской базы Седляр Владимир.

Желаю своему коллективу здоровья, счастья, успехов, чтобы в семье было полное благополучие и чтобы ребятишки радовали!

- Спасибо за интервью, Валерий Леонидович! Вас и Ваш коллектив – с профессиональным праздником!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

801