Меню
16+

«Ононская правда», общественно-информационная газета Кыринского района

11.07.2017 13:55 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 53 от 11.07.2017 г.

Нас ждет экологический апокалипсис?

Начало моей статьи содержало самую различную критику – в адрес деградирующей заповедной системы, происходящего в социуме в целом, но я решила его изменить. В конце концов, черт с ним, с Золотым Тельцом! – ведь миром все равно правит любовь… Мы не в силах остановить эту бешено раскручивающуюся «центрифугу», где богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Мы можем только наблюдать, где это «тонкое» — порвется...

30 лет назад…
ЧТО-ТО загадочное происходит с погодой, климатом. Есть гипотеза уральского социобиолога Ю. Новоженова, что «апокалипсис» будет не политический и не экономический, а экологический. Мне, 30 лет наблюдавшей фенологические и климатические изменения в окрестностях Букукуна, происходящее напоминает триллер.
Мы приехали в Кыринский район в «гумидный», влажный период. В то время реки можно было перейти только по бродам. Дожди лили по 10 дней, и те же реки уже было не перейти даже по броду – приходилось ждать, пока спадет вода. Луга утопали в многочисленных цветах, над которыми трудились пчелы. А сколько было самых разных жуков – рай для энтомолога!
Что же мы видим сейчас? Засуха, «аридизация»… Еще немного, и можно будет возить в окрестности Букукуна студентов – показывать, как степи превращаются в полупустыню! За последние 25 лет среднесуточная температура воздуха (вегетационного периода) повысилась на полтора градуса, хотя повышение даже на один градус уже критично. Количество засушливых вегетационных периодов за последнее время увеличилось в два раза, стало значительно меньше осадков. Горят леса, и это еще больше усиливает аридизацию. Последние два года ждали, веря в цикличность (30-летний цикл) – что вот-вот сменится климат и начнутся дожди! Может быть…

Пейзажи один «краше» другого
МЫ УЖЕ не живем в Забайкалье, и я за тысячи километров приезжаю отслеживать происходящие изменения в природе. Последние две поездки повергли меня в шок. Январь «порадовал» абсолютно желтым лесом — старая хвоя на лиственницах как будто «прикипела» к веткам, никакие ветры не могли сорвать ее с «насиженного места»! На фоне снега и яркого синего неба картина выглядела фантастической. Я, не веря своим глазам, обегала на лыжах все окрестности и везде встречала одни и те же — один «краше» другого — пейзажи.
Что же происходит с лесом? Этот вопрос я задала знакомому ученому в Институте экологии растений и животных Уральского отделения РАН, на что он ответил: «Так по всей стране наблюдалось это явление! То же самое было и с лиственными деревьями. Я вообще опасался, что весной на деревьях не появятся новые молодые листья!»
Приезжаю снова в конце апреля – не терпится увидеть, как начнется вегетация. И вижу — зеленые хвоинки упорно пробиваются через старую желтую хвою — то еще зрелище! Жаль, нет возможности показать здесь цветные фото.
Изучаю за 20 дней все биотопы – Джермалтай, Сохондинку, Кутул, Каменистый, Дорожный. Благо, меня никогда не возят на машинах, не умею «подпрыгнуть и вцепиться в добычу». И это счастье! – насколько больше видишь, когда идешь пешком! Отмечаешь — в Кутуле цветут поля арктогеронов, сурков стало как будто больше. В конце апреля уже радовали глаз первые листики земляники, нежнейшие всходы шизонепеты (травка с лимонно-мятным запахом), редкие цветы горечавки растопыренной, лютика. 1 мая зацвели ярутка, проломник, на пригревах – фиалка, ирис. И все-таки опытный глаз отмечает: мало цветов, все «единичное», за исключением влажных мест.

«Орут козлы»
КОМУ хорошо – это копытным. «Орут козлы» — косулям все нипочем: в окрестностях Букукуна они не переводятся, недаром название села обозначает в переводе с тунгусского «место, богатое зверем». Беременные самки тяжело перебегают передо мной дорогу и вяло скрываются в ернике. А ночной вопль гурана может и до инфаркта довести.
Рябчики-красавцы по парам – запечатлела их в ручье Каменистом, забравшись в самые верха. У птиц тоже «гон». А как они заливаются в сумерках! Наблюдаю каменок, жаворонков, пугливых удодов, трясогузок всех видов и прочих птах. Дрозды стайкой, как кенгуру, забавно прыгают по степи – обычно такое можно увидеть перед снегом (а он нередкий гость и в мае, и в июне).

Мох – как порох
ТЕМ временем лес становится все более экзотичным – старая желтая хвоя не поддается никаким ветрам и осадкам, и лиственницы стоят, как шизофреники, в желто-зеленом наряде! Трудно оторваться от фотоаппарата – щелкаю и щелкаю это необычное явление. 7 мая отмечаю – у лиственниц уже не «зеленая дымка» (есть такой термин у фенологов), лес смотрится совсем по-летнему зеленым. А по воде в реке Букукун плывет… желтая хвоя! – как осенью… 9 мая, обойдя уже все биотопы, вдруг замечаю: на лиственницах практически нет красных шишечек, которые должны к осени стать полноценными шишками. А две найденные почему-то рассыпаются в пальцах — засуха! Кто-то останется нынче без корма.
Обычно переломный момент – переход на влажный период – происходит в середине июня. Но сколько же надо влаги, чтобы осчастливить иссушенную землю — хотя бы немного смочить почву! В том же Кутуле наблюдала удивительную картину. Ночью прошел хороший дождь, казалось бы, сыро. Но на следующий день по дороге в низовья Букукуна вижу столб пыли. Что это?! Ведь смочило и неплохо, но, видимо, этих осадков для сухой земли мало, и уже к обеду ветер поднимал по дороге огромную пылевую завесу… Еще пример: укутывала мхом всходы рододендрона для друзей – он неожиданно оказался как порох, ломался в руках и рассыпался в пыль – сколько воды пришлось налить в емкость с багульником!

Ветер, ветер, ветер…
РАССКАЗЫВАТЬ о местных красотах, необычных явлениях, происходящих изменениях в природе южного Забайкалья я могу еще долго, ведь знаю «каждый кустик» в окрестностях Букукуна, а изменения погоды и климата «чую нутром», на уровне интуиции. И пока, слава Богу, местные шаманские дали, горы и обоо на них — для меня не только «лакомый кусочек», но и физически доступны — пройти могу больше 20 км, не проблема подняться на любую местную вершину. Надеюсь, буду и дальше продолжать наблюдения. Ведь сейчас время подвижников (с 2007-го года не работаю в заповеднике).
Нелишним будет напомнить о погоде первой половины лета прошлого года (мы уехали из Букукуна 11 июля 2016 года), чтобы можно было сравнить с нынешним летом. Итак, 15 мая – аномальная жара. Тяжело даже животным. Наблюдали, как гуран вышел к мужу — Игорь находился рядом с рекой — «продефилировал» метрах в десяти от него, доплелся до ближайшей лужи и упал изможденно в воду! В тот же день наблюдала кратковременный шквал ветра.
Ветер, ветер, ветер… Как будто дней с ветром стало больше. Вот и уже этим летом местные жители отмечают: «все еще дует», хотя к 10 июня ветры обычно стихали. Меняется и направление ветров. К середине июня 2016-го начались дожди, но аномальная жара сводила их на нет: в начале июля солнце «шпарило» так, что в безоблачную погоду на улице не только находиться было тяжело, но и дышать больно… 9 июля пекло с такой силой, что увал в шесть вечера «обжигал» (ездили на мотоцикле за Кутул наблюдать птенца редкого хищника). Листья тополей возле реки – казалось бы, во влажном месте! – скручивались от жары…

А помнишь, засуха была?..
НЕ ХОЧЕТСЯ быть паникером, но процитирую в заключение строки из докладов по изменениям климата (а тема, как известно, сейчас активно изучаемая): «Климатические изменения на Земле могут носить не только постепенный характер. Возможен и катастрофический сдвиг, который потребует чрезвычайных, в том числе военных, мер реагирования… В числе «правдоподобных» упоминаются такие сценарии, как голод в Европе и соперничество ядерных держав из-за скудных водных ресурсов». Из другого доклада: «Изменение климата ведет к росту неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений. В 2017 году ВЭФ в 12-м ежегодном докладе, посвященном наиболее важным рискам, с которыми сталкивается человечество, объявил экстремальные погодные явления наиболее вероятными среди главных глобальных рисков, и вторыми по масштабу оказываемого воздействия, после оружия массового поражения».
…Как только не называют сейчас климат: холерическим, истерическим, непредсказуемым. И правда — вдруг я приеду в следующий раз, а Кыринский район заливают, как раньше, дожди! И все будут вспоминать: а помнишь, засуха была?..
Что еще хочется отметить — радует, что по-прежнему действует метеостанция в Букукуне. Все-таки непрерывный ряд наблюдений в 80 лет – это очень ценно. И наши 30-летние наблюдения в природе привязаны к этой ГМС, что дает возможность для сравнения и выводов о климатических изменениях.
Татьяна МАВРИНА (Москва)
Фото автора
ОТ РЕДАКЦИИ. Пока материал готовился к печати, в районе прошли дожди, поэтому надеемся, что оптимистичные предсказания автора сбудутся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

100