Меню
16+

«Ононская правда», общественно-информационная газета Кыринского района

03.11.2015 09:44 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 89 от 03.11.2015 г.

«Верхний Ульхун» как зеркало российской таможни

Автор: Николай ИСАРИК

Ирина Портных осматривает багаж

25 октября в нашей стране отмечается День российской таможни. Накануне этого профессионального праздника наш корреспондент побывал на таможенном посту в пункте автомобильного пропуска «Верхний Ульхун».

Бедный Верещагин, или что вывозят от нас соседи?

ПЕРВОЕ представление о таможенной службе я получил во время просмотра фильма «Белое солнце пустыни», где бывший царский таможенник Верещагин, оставшийся после революции без работы, недоумевал, почему молодой советской республике не нужна таможня. «За державу обидно», -  говаривал он. Прошло немного времени и страна Советов обозначила свои границы и возродила таможни.
Сегодня мне предстояло познакомиться с современной российской таможней. Долго ли, коротко ли ехали, но вот перед нами — пункт пограничного пропуска, где и расположился пункт таможенного контроля. После проверки документов я оказался, можно сказать, на краю земли российской.
Здесь меня встречает начальник таможенного поста двустороннего автомобильного пункта пропуска (ДАПП) «Верхний Ульхун» Читинской таможни Алексей Жесткий. Мне предстоит узнать о самой таможне и ее функциях, о правилах перехода через границу, а также увидеть, как проводится  досмотр автомобиля, который пересекает границу, и его багажа. Но обо всем по порядку.
Начнем с исторической справки. Таможенный пост на этом контрольно-про- пускном пункте был создан 19 сентября 1972 года и входил в состав Соловьевской таможни. После ликвидации таможни таможенный пост «Верхний Ульхун» вошел в состав Борзинской таможни, а 4 мая 2000 года стал структурным подразделением Читинской таможни.
Основными задачами таможенной службы являются контроль провоза через границу грузов и багажа, почтовых отправлений, взимание таможенных пошлин и сборов, а также борьба с контрабандой – грузами, перевозимыми через границу без уплаты таможенных пошлин и запрещенными к ввозу.
Основная работа таможенного поста в Кыринском районе проходит на ДАПП «Верхний Ульхун» — «Ульхан». Двусторонним пункт называется потому, что через него могут проходить только граждане Российской Федерации и Монгольской Республики, причем, в безвизовом режиме. Автомобильный – потому что здесь пропускают автомобили как физических, так и юридических лиц, туристические автобусы с делегациями. Пройти здесь может любой гражданин РФ и выйти на любом работающем пункте пропуска Россия – Монголия. То же самое относится и к гражданам сопредельной страны.
В зону ответственности поста входят еще два пункта пропуска (Алтан – Агацингол и Убур-Тохтор – Токдор), но сейчас они не работают.
За 9 месяцев этого года через верхнеульхунский пункт пропуска прошло 2299 человек (398 граждан РФ и 1901 гражданин Монголии). Это больше, чем за аналогичный период 2014 года, когда прошло 1493 человека (712 россиян и 781 гражданин Монголии). В 2014 году за 9 месяцев через пункт пропуска прошли 643 автомобиля, в этом году — 1075.
Как видно из цифр, большую часть пересекающих границу составляют граждане Монголии. Соседи едут к нам за продуктами, бытовыми изделиями (спросом пользуются пластмассовые ведра, кухонная утварь, садово-огородный инвентарь), одеждой и… водкой (если ввоз спиртного в нашу страну регламентируется, то вывоз – нет). Дело в том, что в необъятных монгольских степях большинство торговых точек находится в 300-400 километрах от приграничных населенных пунктов, плюс бездорожье, поэтому монголам выгоднее и быстрее доехать до того же Мангута. Кроме того, у них здесь много родственников, которых они любят навещать.
Российские граждане, в свою очередь, едут в Монголию либо на работу, либо на активный отдых – охоту и рыбалку.

Таможня дает добро
КАК ЖЕ происходит переход через пункт пропуска? Вот с российской стороны подъезжает легковая машина с монгольскими номерами. В ней один человек — житель приграничного аймака. Он выкладывает на специальный стол весь свой багаж (не путать с грузом, так как груз, в отличие от багажа, должен декларироваться и облагаться пошлиной). Багаж монгольского гражданина составляют несколько коробок с продуктами, пара мешков с картофелем, десяток пластмассовых тазов и ведер (видимо, на всю родню) и коробка водки – ну, любят наши соседи этот «напиток». Освобожденная от багажа машина заезжает на смотровую яму.
Пограничники проверяют документы, производят досмотр автомобиля. Таможенники тоже делают свое дело. Багаж осматривается вручную, то есть, без применения технических средств. Летом, когда через пункт проходит больше людей, работает досмотровая рентгенотелевизионная установка, где багаж просвечивается рентгеновскими лучами.
Заместитель начальника таможенного поста Алексей Шульгин специальным устройством – измерителем уровня радиации сканирует автомобиль, проверяя его на предмет провоза радиоактивных веществ. Алексей Михайлович — человек опытный, работает на этом посту с 2009 года. Сам местный, алтанский, и хотя по образованию геолог, выбрал работу на таможне.
А тем временем служебная собака Дора под руководством кинолога Надежды Засухиной осматривает, точнее, обнюхивает автомобиль и багаж. Дора обучена искать наркотики любого вида. От ее тонкого нюха невозможно утаить наркотическое вещество ни в целлофановом пакете, ни в запасном колесе — учует и через резину.
Сама Надежда с детства мечтала стать кинологом. Родилась и выросла в Мангуте, в семье военных, работу служебных собак наблюдала с детства. Когда окончила Нерчинский аграрный техникум по специальности фельдшер-ветеринар, узнала, что на таможне вакантно место кинолога и решила попробовать. Прошла обучение в Москве и теперь служит здесь, на таможенном посту. К своей четвероногой подопечной девушка относится с любовью, та отвечает преданностью и трудолюбием.
Тщательный досмотр багажа ведет главный государственный инспектор таможенной службы Ирина Портных. В ее задачи входит визуальный осмотр багажа на предмет неразрешенных или незадекларированных товаров. Надо сказать, что если багаж можно не декларировать, то оружие, боеприпасы, холодное оружие подлежат обязательному декларированию. Декларируется также все, что перевозится не для личного пользования, а, например, для продажи. Это большие партии тех же продуктов, бытовая техника, промышленное оборудование, медикаменты. Кстати, декларируются и те лекарства, которые человек провозит для себя в связи с медицинской необходимостью (инсулин, валидол).
Ирина работает на этом посту чуть больше года, общий стаж работы в таможенной службе — семь лет. До этого жила и работала в Барнауле. После перевода супруга, военного-пограничника, в Мангут переехала сюда с ним и перевелась на таможенный пост. Ирина местная, ее девичья фамилия Арефьева. Родилась и жила в Кыре, после школы пошла в милицию, но судьба распорядилась так, что она теперь таможенник, и от ее внимания не ускользнет ни одно незаконное и неразрешенное вложение.
Впрочем, на этот раз у гражданина Монголии все в порядке и с багажом, и с документами. Он загружает все обратно в машину, открывается шлагбаум и — счастливого пути! Еще один досмотр ему предстоит на монгольском посту.
Надо сказать, что этот переход спокойный. Большинство граждан, пересекающих границу, знают, что и как декларируется, что можно провозить без декларирования, а что нельзя. Нарушения на этом таможенном посту нечасты. Если раньше граждане Монголии пытались ввезти в Россию сырое мясо, рыбу, молочные продукты, провоз которых запрещен с целью соблюдения эпидемиологических мер, то теперь таких происшествий не бывает. В прошлом году, правда, был случай, когда целая семья из Монголии пыталась нелегально провезти охотничьи патроны. Они были выявлены и получили уголовное наказание.
И напоследок немного о новом начальнике таможенного поста. Алексей Жесткий по образованию гидрогеолог, но с 1994 года работает в таможне. Прошел обучение в Российской таможенной академии в Москве и филиале РТА в Ростове-на-Дону, работал начальником отдела на Читинском таможенном посту Читинского аэропорта. С мая этого года работает в должности начальника таможенного поста ДАПП «Верхний Ульхун».
…Конечно, со времен бедного Верещагина методы работы таможенников кардинально изменились. На помощь пришла электронная техника, новые технологии, в чем я лично убедился. А вот люди остались такие же — преданные своему делу и убежденные в его необходимости государству.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1013