Меню
16+

«Ононская правда», общественно-информационная газета Кыринского района

12.08.2014 13:40 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 63 от 05.08.2014 г.

Взгляд с востока: "Они забыли, что такое фашизм..."

Автор: Марина Афанаскина

"Мама, а здесь что, тоже стреляют?.."

… спросила пятилетняя Альбина Кисиль (на фото), когда вместе со своей семьей ехала мимо останков мордойского мясокомбината... Наши читатели уже знают об этой семье вынужденных переселенцев, которая приехала в Кыру около месяца назад.
Сейчас девочка отдыхает в нашем лагере «Солнышко», где в столовой трудятся ее мама Вика и бабушка Света, для дедушки Саши тоже нашлась временная работа. Маленькую украинку здесь любят все. Она с радостью общается с ребятней, доверчиво тянется к взрослым, которые то и дело норовят взять ее на руки… Из мира постоянного страха, где ночами жилые дома содрогаются от взрывов, девочка попала в настоящую сказку – яркую, солнечную и добрую...
Мальчишки и девчонки после сончаса неторопливо шагают на полдник. Вот и Альбина с чуть растрепавшейся косичкой идет, взяв за руку девочку побольше. Мы же со Светланой и Александром Кисиль, присев на лавочку возле столовой, беседуем о том, почему на Украине стала возможной самая настоящая война, кто виноват и что будет дальше…

Кто они, «щiрые» украинцы?
Светлана, коренная кырянка, переехала со своей молодой семьей на Украину 25 лет назад, после того, как взглядом ясных голубых глаз навсегда покорила гарного хлопца Сашка, служившего тогда в Оловянной, и вышла за него замуж. На родину мужа они ехали уже с двумя сыновьями.
Сейчас они с ностальгией вспоминают свою молодость, как и многие, рожденные в Советском Союзе. А дальше были перестройка, развал страны, крах промышленности, безработица... Ситуация на Украине для простых людей тогда практически ничем не отличалась от нашей.
- У нас в поселке под Луганском, где я родился и вырос, была большая шахта, карьер, совхоз, — рассказывает Александр. — Население – около семи тысяч, на одной только шахте работало две тысячи человек. А потом карьер «бахнули», шахту водой залили. Сейчас даже воспоминания нет, что шахта была. Мы переехали в Мариуполь, я опять устроился на шахту. У меня 15 лет подземного стажа...
- А кто вы по национальности? – уточняю я.
- Ну, как кто? Хохол! — смеется Александр.
- Какие все-таки у вас отношения между русскими и украинцами?
- Я украинец, но живу на востоке, для нас русские — братья. А вот для западных... Они считают себя «щiрыми» украинцами, то есть, настоящими. А какие они украинцы, если семьсот лет под Польшей были? – рассуждает мой собеседник. — Настоящая Украина начиналась с чего? Киев, Запорожская сечь – вот центр Украины, вот где были настоящие украинцы с чубами... Меня в школе учили языку Гоголя и Шевченко. Сейчас я в учебник украинского языка заглядываю и некоторые слова даже не понимаю, только по смыслу догадываюсь, что они значат. Там же и румыны, и венгры, и поляки — кого только не намешано. Такой вот новый украинский язык...
- Нас, кто живет на востоке, считают недочеловеками, москалями, — возмущается Светлана. – Хотя раньше, старики рассказывают, все хорошо жили, дружно. А сейчас как они молодежь воспитывают? У школьника спрашивают, кто выиграл Вторую мировую войну, он отвечает — Америка!
Спокойный Александр продолжает:
- Недавно был случай. Наехали в одно село майдановцы, в другое — правый сектор. Заехали на БТРах, БМП, вытоптали все огороды, все поля, скупили водку, начали между собой воевать, друг друга перестреляли, поранили. Наша знакомая работает там фельдшером, ее вызвали. Подъехала, видит – ну, дите лежит. Спрашивает: сынок, сколько тебе лет? Семнадцать, отвечает. Сам с Винницкой области, это уже ближе к западу. Куда ж ты лезешь? «Та шо, батьки нема, а мати казала – иди, сынок, там 17 тысяч платят». Ко второму, говорит, подхожу, этот пожилой уже, лет 45. Она к нему — что случилось? А он – «А шо ты на москальской мове размовляешь? Шо ты на ридной мове не говоришь? Не треба меня перевязывать!» И это только потому, что она с ним по-русски разговаривала.
- Этих солдат сюда пригнали голодных, их никто не кормит, бронежилетов нет, их бросили! – восклицает Светлана. — Люди приходят, приносят им еду, одежду. Потом один пишет домой — то, что нам вбивали, что здесь изверги живут, недочеловеки, все неправда, здесь очень хорошие люди. Мы приехали убивать, а они спасают нас от голодной смерти...
Спрашиваю, кто же им платит те 17 тысяч (кстати, это хорошие деньги при курсе гривны к рублю примерно один к трем), это же не нацгвардия?
- Да наши олигархи платят, тот же Коломойский, у которого три или четыре батальона. У него свой интерес к нашей территории. На востоке весь бизнес, в основном, держит Ренат Ахметов, а Коломоец хочет у него этот бизнес отбить. Тоже миллиардер, но у Рената больше.

«Иди, батя, домой»
На вопрос, почему вообще стали возможными реальные боевые действия, супруги Кисиль отвечают не сразу. Оно и понятно, тут одним предложением все не выразишь, ведь на современной Украине оказались завязанными в один тугой узел исторические и территориальные предпосылки, политические и экономические обстоятельства, полукриминальный бизнес и даже религиозные противоречия…
- Как вы думаете, с чего все началось? Что послужило катализатором?
– Началось все с этого закона о языке, — считает Александр. — Они промайданили там четыре месяца, добились своего, Януковича скинули, и теперь сидят, решают, что, вроде, русский язык вообще вне закона, а не то, как страну из пропасти вытаскивать. После этого восток сразу поднялся, начал свои майданы устраивать. И получилось, что у них в Киеве майдан был законный, а на местах уже майданы незаконные. И пошло-поехало, как снежный ком.
- Чего все же хотел простой народ на востоке?
- В Россию, как таковую, мы не просились. Изначально чего мы хотели – федерализацию восточных областей в составе Украины. Чтобы не было такого — из того, что мы заработали, 80 процентов идет в Киев и только 16 процентов возвращают нам. И после этого нам еще говорят, что мы сидим у них на дотации. Мы хотели экономической независимости. Понятно, что Киеву это невыгодно, вот они и погнали сюда войска, а мы сепаратистами стали. Все упирается в деньги, ведь тяжелая промышленность вся на востоке – шахты, заводы, металлургия.
- Народ начал голову подымать, а они войсками его начали давить, — вздыхает этот немолодой мужчина. — Мужики воюют… Я тоже ходил. Меня спрашивают: батя, тебе сколько лет? Да 54 скоро будет, но автомат бы в руках подержал, отвечаю. Дети есть? Есть. Внуки есть? Есть. Иди, говорят, батя, домой, нянчи внуков, мы как-то без тебя разберемся.
- И как там сейчас обстановка?
- Сын созванивается с ребятами. Говорят, пока возят на шахту, работаем. Как-то ехали со смены, расстреляли автобус, четыре человека погибло...

«Пусть будет республика!»
- Как у вас относятся к российскому президенту? – не могла не спросить я.
- Не знаю, как у вас в стране, но лично я уважаю Владимира Владимировича за то, что он поднял Россию на международной арене с колен, — не без гордости ответил Александр, — а это многое значит. Меня вот только удивляет, почему Путин не реагирует на то, что в Ростовской области снаряды падают. Да еще его попросили, и он войска отвел. Да я в своем огороде что хочу, то и делаю! Вот в метре от границы поставлю танки, это моя территория! А он отвел. С другой стороны это нормальный ход с его стороны. Но зачем же вы… Если он к вам прислушивается, так вы к нему тоже прислушивайтесь! А вся ситуация в итоге выгодна Америке!
Светлана добавляет:
- Да, говорят, под Харьковом строят площадку для американских установок. Хотят Украину сделать полигоном для НАТО, поближе подобраться к российским границам.
- Как вы считаете, кто или что может повлиять на ситуацию?
- Пока непонятно, — отвечает Александр. — Порошенко пляшет под дудку Обамы. А там у них между собой уже скандалы идут и с Мерхель, и с французами из-за этих мистралей. Европе тоже терять контакты с Россией невыгодно.
- Как думаете, чем все это закончится?
- Хочу, чтобы наши взяли власть. Раз не получилась федерация, пусть будет восточная независимая республика!
Уже в конце беседы мы немного поговорили о сыновьях. Одному из них 32 года, второму — 28 лет.
- Они же у вас молодые, современные. На запад не хотят? – спрашиваю.
- Да кому мы там нужны? – только и ответил Александр.
Много о чем успели мы с супругами Кисиль поговорить за этот час: про газовую трубу и сланцевый газ, расстрелы роддомов и разрушенные больницы, а еще про нацизм. В этой связи Александр сказал уже о нас, местных жителях, так: «У вас тут люди войны не видели и уважают ветеранов, а там сами под немцем были и забыли что такое война, что такое фашизм…»
Такова позиция обычных жителей востока современной Украины. Совершенно понятная и очень близкая позиция, не правда ли? Мне же, профессиональному журналисту, необходимо было выслушать и «ту сторону» — мнение человека, живущего в другой части Украины, желательно на западе. И разговор у меня такой получился…
В одном из ближайших номеров газеты читайте беседу, состоявшуюся в режиме онлайн с 45-летним Игорем из красивого города Львова, — о том, почему он и его знакомые считают, что «во всем виноват Путин», что «сепаратистами управляют россияне», а также почему мои вопросы, по мнению Игоря, отдают… «ароматом ФСБ».
Марина АФАНАСКИНА

Уточним некоторые понятия

«Закон о языке». 23 февраля 2014 года Верховная Рада признала утратившим силу закон об основах государственной языковой политики от 3 июля 2012 года. Этот закон предусматривал, что в 13 регионах Украины русский язык получает статус регионального, который практически приравнивает его к государственному. 3 марта 2014 года исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов отказался подписывать решение ВР, однако этот шаг успел вызвать возмущение в ряде регионов Украины.
Федерализация — объединение на принципах федерализма. Федерализация дает более широкие полномочия регионам, что при более справедливом распределении бюджетных средств (например, 70% валового дохода остается в регионе и идет на его развитие), позволяет реализовать социальные и культурные программы помощи населению. Одновременно сохраняется политическое, экономическое и военное единство регионов в одном государстве.
Сепаратизм — это слово воспринимается большинством как нечто негативное и даже оскорбительное, чуть ли не как синоним терроризма. На самом деле сепаратизм (от лат. separatus — отдельный) – это политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного, независимого) государства, перехода в состав иного государства или получения статуса очень широкой автономии.
Сепаратизм, с одной стороны, базируется на международном принципе права на самоопределение и часто является проявлением международно признаваемого национально-освободительного движения, а с другой стороны ведёт к нарушению также международных принципов суверенитета, единства и территориальной целостности государства, нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов. Вместе с тем нельзя не видеть, что причины сепаратизма очень часто бывают связаны с грубым нарушением прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

188